Автомобили Ленд Ровер и Рендж Ровер в большинстве случаев оснащены пневматической подвеской. Это позволяет получить дополнительный комфорт при езде по автомагистралям и высокий клиренс при езде по бездорожью. Минусом этой системы является сложность конструкции, а эксплуатация в сложных дорожных и погодных российских условиях является причиной различных неисправностей пневмоподвески.
Система динамической подвески автомобиля Рендж Ровер сложное техническое устройство, поэтому конструктивные особенности предполагают достаточно большой спектр неисправностей. В пневматической подвеске могут встретиться, так называемые, штатные неисправности и дефекты, которые встречаются достаточно редко. Данная статья предполагает описание, как типичных неисправностей, так и встречающихся достаточно редко. Дефекты пневматической подвески можно разделить на три категории:
О проблеме утечки
Если утечка сильная, то определить её наличие достаточно легко, кроме того пневматическая подвеска войдёт в аварийный режим, но достаточно часто утечка может быть весьма слабой. Определить наличие утечки можно визуально. Во время нахождения на автостоянке, через какое-то время автомобиль опускается. Иногда это может случиться уже через час. Для более точного определения причины, требуется выполнить некоторые процедуры. В том случае, если система полностью герметична, Авто может находиться на стоянке длительное время, не меняя высоты кузова. Если же имеет место утечка, то кузов будет опускаться. Большую утечку можно сразу определить по шипению выходящего воздуха и по быстрому опусканию кузова. Слабую утечку обнаружить гораздо сложнее. Самые неприятные моменты связаны не с опусканием кузова, а с тем, что утечка может стать причиной более серьёзных неисправностей. При запуске двигателя, система управления, используя компрессор, заполняет ресивер пневматической системы и пневматические стойки для обеспечения необходимой высоты. В процессе движения, электроуправляемые клапана стравливают воздух с какой-либо пневматической стойки. При наличии утечки, компрессор начинает работать в режиме перегруза, стараясь наполнить элементы подвески воздухом, который постоянно стравливается. Если утечка очень маленькая, то количество воздуха выдаваемое компрессором будет превышать количество стравливаемого воздуха и автомобиль можно эксплуатировать в нормальном режиме.. Правда, компрессор будет включаться немного чаще, чем обычно. При большой утечке агрегат будет работать без перерыва и при этом нагреваться. Термодатчик отключит компрессор и после небольшого охлаждения он снова заработает. Поскольку такие циклы будут постоянно повторяться – электронная система включит индикацию неисправности на приборной панели. Даже вполне исправную пневмоподвеску можно «загонять» периодически понимая и опуская кузов. В этом случае перегрев и отключение компрессора неизбежно, но это не является неисправностью, а всего лишь самозащитой автомобиля от неграмотного владельца. Незначительную утечку система не замечает, но при регулярном перегреве и отключении компрессора предупреждающий сигнал на панели всё-таки появится. Это знак, что с пневмосистемой не всё в порядке и пора ехать в сервис на диагностику. Если этого не сделать, то серьёзная поломка может случиться в самое неподходящее время.
Периодическое выравнивание
Рендж Ровер оборудован системой автоматического выравнивания. Если автомобиль стоит на парковке, электронный блок управления пневматической подвеской включается спустя два часа после отключения зажигания и затем переходит в рабочий режим каждые 24 часа. Электронная система проверяет высоту кузова и если она вышла из нужных пределов, то выполняется её выравнивание понижением высоты кузова. Появление утечки в одной из пневмостоек, при включенной системе автовыравнивания, определить невозможно. Но достаточно открыть одну из дверей, как система автовыравнивания отключится и Рендж Ровер «просядет» именно на ту сторону, где имеет место утечка.
Устройство и расположение элементов пневмосистемы подвески на Рендж Ровер
Все элементы пневматической системы соединяются между собой трубками, выполненными из нейлона. Они имеют диаметр 6 миллиметров и окрашены в разные цвета. Трубки жёлтого цвета предназначены для правой стороны, трубки чёрного цвета соединяют элементы левого борта автомобиля, а трубки синего цвета соединяют передний и задний блоки перепускных клапанов с клапаном пневматического баллона. Пневмосистема состоит из главного трубопровода, проходящего через весь корпус. Он соединяет клапаны пневматического баллона с передними и задними блоками перепускных клапанов Рендж Ровер. Кроме того, отдельными магистралями, каждый блок клапанов соединяется с пневматическими стойками. Нейлоновые трубки крепятся к подрамнику и кузову автомобиля с помощью зажимов. Для правильной прокладки трубопроводов они помечены белыми поперечными полосками в точках крепления зажимов.
Обнаружение утечек пневмосистемы на Рендж
Утечка в передней стойке пневматической системы
Одна из наиболее часто встречающихся неисправностей пневматической подвески Рендж Ровер – это утечка с пневмобаллона передней стойки. Проблема утечки специально отмечена инженерами разработчиками в системе технической поддержки. Выход из строя пневмостойки обусловлен прилипанием слоя гудрона вместе с абразивным частицами, что вызывает «протирание» стойки. Для предотвращения возникновения данного дефекта требуется, прежде всего, регулярное удаление этого слоя. Гудрон можно растворить специальными жидкостями, а сам процесс чистки осуществляется пластмассовым скребком. Поле этого, сам шток и резиновый пневмобаллон вытираются ветошью насухо. Эту процедуру необходимо проводить при каждом техническом обслуживании. Следует отметить, что выполнение данной процедуры не исключает утечки, но пневматические стойки, установленные на моделях начиная с 2013 года, оборудованы специальными защитными чехлами, поэтому недостатки более старых моделей Рендж Ровер, практически исключены.
Обнаружение слабой утечки почти всегда представляет собой достаточно сложную проблему. Специалисты компании Ленд Ровер предполагают использование специального аэрозоля, но его эффективность достаточно сомнительна и мало чем отличается от мыльной воды, которую иногда используют для поиска утечки. Специалисты прекрасно знают некоторые проблемные места наиболее вероятных утечек: • Пневматическая подушка передней стойки • Реже подушка задней подвески • Блоки клапанов с магистралями подачи воздуха • Ресивер пневматической системы
Утечка из пневмобалона передней пневмостойки
Как показывает практика, конструкция пневматических баллонов на всех автомобилях Рендж Ровер, выпущенных до 2013 года, не может обеспечить качественную защиту тех поверхностей, которые находятся в постоянном движении, поскольку они полностью открыты и допускают попадание песка и небольших камней. Хуже всего то, что на сопрягающиеся поверхности попадают частицы гудрона, на которые и налипают абразивные компоненты. После высыхания гудрона на этих поверхностях образуется твёрдый абразивный материал. В процессе перемещения резиновой поверхности пневмобаллона вдоль штока, благодаря этим механическим частицам, резина протирается и возникает утечка. Если образуется большая утечка, её достаточно легко определить, а локализация слабой утечки может быть достаточно проблематичной. Незначительное отверстие прижимается штоком, и выявить утечку возможно только подняв подвеску до верхнего положения.
Утечка с блока клапанов
Конструкция передних и задних клапанов пневматической подвески предусматривает впуск или выпуск воздуха в пневмостойки. Это осуществляется с помощью электронной системы управления. Может возникнуть ситуация, при которой какой-либо клапан может не до конца закрыться или неплотно прилегать к посадочному месту. Это может произойти в зимнее время, когда влага попавшая под клапан превращается в лёд. Помочь может промывка клапана антифризом или спиртом с последующей просушкой. Нередкое явление – это производственный брак или механический износ. В этом случае изделие ремонту не поддаётся и требуется его замена. Практика показывает, что в случае возникновения проблем связанных с утечкой воздуха, довольно часто это может быть связано с неисправностью клапанов. Если в пневмостойках обнаружить утечку не удаётся, то клиенту предлагается замена соответствующего клапана, тем более что сумма 6000-8000 рублей вполне по карману владельцу Рендж Ровер.
Утечка из трубопроводов пневмосистемы
Элементы пневматической системы соединены между собой шлангами, выполненным из нейлона разных цветов. По правой стороне проложены магистрали жёлтого цвета, по левой стороне проходят воздушные линии чёрного цвета. Они крепятся к несущим элементам с помощью хомутов. Маркерные метки, нанесённые на шланги, позволяют правильно установить все воздушные магистрали. При неправильной установке шланга, в местах его подсоединения могут возникнуть нежелательные деформации, которые, в обязательном порядке приведут к нарушению герметичности всей системы.
Неисправность компрессора пневмоподвески
Компрессор состоит из электродвигателя, поршневой группы, клапанов, осушителя воздуха и датчиков температуры. Клапан сброса давления размещён в одном корпусе с контрольным клапаном. Он защищает элементы пневматической системы от чрезмерного превышения давления. В момент достижения критической величины, клапан открывается и происходит выпуск воздуха из линии высокого давления. Клапан сброса давления так же открывается, выпуская воздух из системы. Конструктивно несколько элементов объединены в единый функциональный узел, который позиционируется как компрессор пневматической подвески Рендж Ровер. Если в процессе эксплуатации отказал один из элементов, то замене подлежит весь узел. Опыт сервисной службы Рендж Ровер показывает, что наиболее часто встречающаяся неисправность это снижение производительности компрессора. Это может быть связано с износом поршневой группы, с неисправностью электродвигателя и рядом других причин. Достаточно часто отказывает датчик температуры. Обычно он даёт неверные показания, что вводит систему в заблуждение, и она отключает компрессор, как перегревшийся. В отдельных случаях программа электронного блока пневмоподвески сама может выявить несоответствие между сигналами различных элементов и выдаст сообщение на приборную панель. В любом случае, только диагностика, выполненная на специальном оборудовании, может точно определить техническое состояние Рендж Ровер.
Неисправность датчиков высоты
Очень важным элементом электронной системы Рендж Ровер являются датчики высоты подвески. Они замеряют смещение подвески по каждому углу и выдают сигнал в RLM (электронный блок управления пневмоподвески). Алгоритм RLM предназначен для управления высотой кузова, используя целый ряд параметров. Основой конструкции датчика является элемент Холла, который состоит из небольшого магнита, который закреплён на оси. Сигналы датчиков обрабатываются контроллером. Сам датчик представляет собой достаточно хрупкий пластмассовый элемент, который может легко выйти из строя. Отказ датчика влечёт за собой блокировку управления подвеской. В некоторых случаях механическое повреждение датчика отсутствует, но он начинает работать некорректно из-за внутренних электрических нарушений. Подвеска может произвольно опускаться или подниматься. Система диагностирует неисправность датчика и выдаст соответствующее сообщение. Бывают разовые искажения показаний. Вот поэтому в системе должно быть установлено программное обеспечение самой последней версии. Программа чётко определяет «глюки» и не верит подозрительным показаниям. Кроме неисправностей самих датчиков, в соединительных проводах и разъёмах может произойти обрыв, окисление или короткое замыкание. Поэтому дефекты, связанные с датчиками высоты считаются достаточно коварными и трудно определимыми. В настоящее время датчик высоты может стоить 5000-6000 рублей и предложение мастера автосервиса поменять все датчики может сильно огорчить клиента.